Будет интересно

Брачно семейные отношения при иване 3

В исключительных случаях он мог быть понижен и в РСФСР, но не более чем на один год. Развод с 1937 г. мог быть осуществлен в любых случаях только судом, но Кодекс 1969 г. изменил эту норму, вернув прежнее положение — расторжение брака по взаимному согласию через местный отдел загса. Кодексы 1926 г. и 1969 г. уже устанавливали режим общности имущества супругов, не распространив его, однако, на имущество супругов до брака (ст. 10Кодекса 1926 г.). Тем не менее семейное законодательство Грузинской ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР знало квазираздельный режим имущества супругов, не распространяя режим общности на имущество, приобретенное личным трудом супругов.

Семейные отношения.

В древности, в языческую эпоху мы видим довольно суровую картину взаимоотношений супругов, между ними и детьми.

Русское брачно-семейное право

История этой отрасли гражданского права четко делится на три неравных периода. Период первый — языческая эпоха до крещения Руси в 988 г., второй период — эпоха церковного брака до 1917 г., наконец, третий период — эпоха брака гражданского (светского) целиком и полностью совпадает с советским периодом в истории русского права и переходит на современность.

Языческий брак.

Языческая эпоха смотрела на брак как на некую форму нового состояния человека.

По верованиям индоевропейцев брак сообщает человеку новые свойства, что выражается в допуске его к новым ритуалам, ведет его к инициации, наделяет его новыми знаниями. Эта религиозно-мистическая сторона брака язычников имела под собой своеобразную идеологию необходимости продолжения рода, что, в свою очередь, вело к обязанности человека в определенном возрасте вступать в брак.

3. Семейное право в XVII–XIX вв

Практически до XVII в. брачно-семейные отношения претерпели только незначительные перемены: христианство утвердилось, и теперь эти отношения следовали установленным церковью правилам, но положение женщины в семье и положение детей оставалось на усмотрение супруга. В 1551 г. при Иване Грозном был принят Стоглав, который определил брачный возраст в 12 лет для женщин и 15 для мужчин.

Инфоinfo
В 1649 г. Земским собором и царем Алексеем Михайловичем было принято Соборное Уложение. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места.

Некоторые положения документа были посвящены вопросам семьи и брака.

Семейное право определяло, что законную силу имеет только церковный брак, оговаривало возраст брачующихся, опираясь на Стоглав, требовало согласия родителей.

Важноimportant
Кодекс о браке и семье соответственно: Вед. ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1087.

В общем и целом советские Кодексы, несмотря на их столь большое число, исходили из одних и тех же принципов, разнясь лишь в деталях.


Тем не менее мы можем отметить период, когда Советская власть изменила на время свое либеральное отношение к браку и обратилась к моральному ригоризму. На вторую половину 1930-х гг. приходится известный запрет абортов, легализованных только 20 лет спустя, резко и существенно усложняется процедура разводов.


Вниманиеattention
В 1947 г. выходит постановление, запрещающее браки иностранцев с гражданами СССР. С 1945 г. закон требует от супругов удостоверения ими того, что они «взаимно осведомлены о состоянии своего здоровья, в частности в отношении венерических, душевных и туберкулезных заболеваний» (ст.

132
Кодекса).

ВТОРАЯ ЖЕНА ИВАНА ТРЕТЬЕГО

Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III.
Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор.

При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы.

Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку.

Доставалось и близким людям государя. Обычно его супруга София не скупилась на подарки своим родным за счёт великокняжеской казны. Но однажды она подарила жемчужное украшение, принадлежавшее ранее первой жене Ивана III, своей племяннице, гречанке Марии, вышедшей замуж за Василия Михайловича Верейского.

Иван III обнаружил исчезновение украшения, когда захотел подарить его жене своего сына от первого брака, родившей ему внука Дмитрия. Государь разгневался на князя Верейского и приказал отнять у него всё приданое его жены, а самого его взять под стражу. Князь Василий бежал в Литву вместе с женой. Его отец вымолил пощаду для себя, отрёкшись от сына, и составил документ, по которому он завещал свои владения: Ярославец, Верею, Белоозеро – великому князю. Вскоре он умер.

Так переплетались родственные и государственные дела.

В том была немалая заслуга его молодой жены.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем.
Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Она привезла на Русь щедрое приданое.

Этот портрет, которым словно началась в Москве эпоха Софьи Палеолог, считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение – помолвка принцессы Софьи и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин.

После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла — символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти.

Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.
Согласно обычаю выделенный сын лишался права наследования имущества по смерти отца.

Третий способ эмансипации — посредством закона. Согласно закону все лица, достигшие 21-летнего возраста, превращались в personae sui iuris. Советское право знало только первый и третий способы эмансипации.

Опека и попечительство.

Древнейшая эпоха знала институт законного попечительства. Законным опекуном по смерти родителей считался оуи — брат матери, т.е. самый ближайший когнат. Однако «Русская Правда» знает опекуна — просто ближайшего родственника, мать при этом опекуном не считается.

Вплоть до времен Империи опекунство и попечительство считались институтом обычного права. Власть могла вмешиваться в эти отношения только в силу большой собственной заинтересованности.

Примечательно, что венчание на царство Дмитрия впервые было подробно описано летописцами, со всеми любопытными обстоятельствами.

Однако, в дальнейшем «партия», поддерживающая царевича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и Елены Стефановны была казнена, Патрикеевы пострижены в монахи.

Иван III назвал Василия государем, великим князем Новагорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий еще именовался великим князем Владимирским и Московским.

В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью Еленой Стефановной попали в окончательную опалу, были заключены под стражу и их имена было запрещено упоминать при богослужениях. Уже при Василии III в 1505 году Дмитрий был окован в «железа», в тесном заключении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *